Поступающие на электронную почту и электронную приёмную "обращения граждан" документы процессуального характера (апелляционные жалобы, кассационные жалобы, ходатайства об отложении судебного заседания и другие заявления процессуального характера) не будут приниматься к производству и учитываться при принятии решении, поскольку не содержат подписей лиц, отправивших документ. При подготовке обращения просим принять во внимание, что суды не могут давать юридические советы по применению законодательства и не вправе осуществлять консультации по существу конкретных дел. Вопросы такого рода рассматриваются в соответствии с действующим законодательством. В соответствии c Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение не будет принято к рассмотрению, если в нем содержатся некорректные высказывания в адрес работников суда, других лиц, а равно государственных органов. |
Медиация как мост между сторонами | версия для печати |
Пространство свободы, безопасности и справедливости
На вопросы редакции журнала "Судья" отвечает Вениамин Федорович Яковлев — советник Президента РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН.
Вениамин Федорович, Вас иногда называют отцом-основателем российской медиации...
Это большое преувеличение. И, тем не менее, впервые о необходимости внедрения в нашу правовую систему института медиации заговорили именно в Высшем Арбитражном Суде в те годы, когда Вы были его председателем.
Создание арбитражной системы послужило мощным толчком к появлению многих правовых институтов. Наверное, и медиации в том числе. То есть одна новая система породила другую? И все-таки, почему идея о медиации зародилась именно в системе арбитражных судов?
Тут надо возвращаться к истокам арбитражной системы, к тому, как и почему мы ее создали. В те годы основные перемены происходили в экономической сфере, но рыночная экономика на первых этапах формировалась в отсутствие элементарной правовой базы. А госарбитраж, который, по сути, осуществлял правосудие в экономической сфере, погибал, потому что он был элементом организованной экономики, основанной на публичной собственности. В отсутствие необходимого законодательства и эффективно действующей системы по разрешению коммерческих споров в экономику хлынул криминал. Правовой вакуум всегда заполняется криминалом, это неизбежно. Мы все помним «красные пиджаки» и растопыренные пальцы крутых ребят начала 90-х. Они, между прочим, и коммерческие споры стали сами рассматривать. Мы обратились к нашей отечественной истории: до революции в России существовала система коммерческих судов, отдельная от судов общей юрисдикции. И создали на материальной и отчасти кадровой базе госарбитража новую судебную систему. По сути, арбитражная система позволила утвердить правопорядок в сфере экономики. Со своими спорами предприниматели пошли в суды, а не к «браткам». Но вновь созданные арбитражные суды попали в трудное положение: они уже работали, а необходимого законодательства еще не было. И тогда Высший Арбитражный Суд выступил с инициативой срочного принятия нового Гражданского кодекса. Работая над Гражданским кодексом, мы поняли, что Россия еще не готова жить по цивилизованным правилам рыночной экономики, потому что отсутствуют необходимые правовые институты — службы регистрации юридических лиц и регистрации недвижимости. Благодаря Гражданскому кодексу это все появилось. Существовала еще одна проблема: арбитражные суды выносили решения, а исполнять их было некому, потому что судебные приставы-исполнители при судах общей юрисдикции не считали своей обязанностью исполнять решения арбитражных судов. Поэтому следующим шагом стал закон об исполнительном производстве, и при арбитражных судах появилась своя служба судебных приставов. Создали арбитражные суды—и зародилась жизнь на земле...
Я разделяю Вашу иронию лишь отчасти. Жизнь не зародилась, а стала восстанавливаться. Начала формироваться нормальная экономика со всеми необходимыми правовыми институтами, которые существовали в России до революции и которые существуют сейчас во всех странах Европы. А когда начали возрождаться процедуры досудебного урегулирования споров?
Первый арбитражно-процессуальный кодекс предусматривал досудебную процедуру предъявления претензий: прежде, чем обратиться в госарбитраж, истцу нужно было предъявить претензию своему контрагенту, сообщить о допущенных нарушениях и предложить их устранить. То есть нужно было провести переговоры и, желательно, достигнуть мирного соглашения. В большинстве случаев добросовестные контрагенты устраняли нарушения безо всякого судебного разбирательства. Кстати говоря, и в советское время этот претензионный порядок прекрасно работал. Почему же его убрали?
|