Arms
 
развернуть
 
693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Бумажная, д. 34
Тел.: (4242) 49-82-69
49-82-90 (ф.)
u-sahalinsky.sah@sudrf.ru
показать на карте
693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Бумажная, д. 34Тел.: (4242) 49-82-69; 49-82-90 (ф.)u-sahalinsky.sah@sudrf.ru

 

  
Официальный интернет-портал правовой информации Президент России


             Пресс-служба
         судебной системы
      Сахалинской области

ПОИСК


Поступающие на электронную почту и электронную приёмную "обращения граждан" документы процессуального характера (апелляционные жалобы, кассационные жалобы, ходатайства об отложении судебного заседания и другие заявления процессуального характера) не будут приниматься к производству и учитываться при принятии решении, поскольку не содержат подписей лиц, отправивших документ.

При подготовке обращения просим принять во внимание, что суды не могут давать юридические советы по применению законодательства и не вправе осуществлять консультации по существу конкретных дел.

Вопросы такого рода рассматриваются в соответствии с действующим законодательством. В соответствии c Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение не будет принято к рассмотрению, если в нем содержатся некорректные высказывания в адрес работников суда, других лиц, а равно государственных органов.



ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 21.09.2011
Правовые основы взаимоотношений органов судебной власти и средств массовой информацииверсия для печати

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проводимый Президентом России курс по совершенствованию судебной системы, а также информационное сопровождение деятельности органов судебной власти требуют принципиально новых отношений между судебными органами и СМИ. Сегодня взаимодействие со СМИ сводится, как правило, к ответам на вопросы журналистов, ищущих «жареные факты» в связи с наиболее громкими судебными процессами. Такая практика зачастую приводит к поверхностному и непрофессиональному освещению работы органов судебной власти. Эта поверхностность транслируется посредством СМИ на все общество, которое, таким образом, получает искаженное представление о работе судов общей юрисдикции.

Улучшение работы со СМИ является задачей, прямо вытекающей из необходимости развития общественного правосознания.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Исходя из приоритета международного права, настоящий обзор необходимо начать с Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 года).

Статья 10 Конвенции провозглашает, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей.

Вместе с тем пункт 2 этой статьи предусматривает возможность включения в национальное законодательство определенных ограничений, связанных, в частности, с обеспечением авторитета и беспристрастности правосудия.

Статья 29 Конституции Российской Федерации содержит прямое указание на то, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Основными законодательными актами, регулирующими взаимоотношения судебных органов и СМИ, являются федеральные законы «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ), «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О статусе судей в Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 47 Закона о СМИ журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

Статья 241 УПК РФ устанавливает, что:

- разбирательство уголовных дел во всех судах открытое (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом);

- лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании;

- приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Таким образом, в свете проблемы взаимодействия судов и СМИ, принципиально важными представляются следующие положения законодательства:

- судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей; 
- судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны;

- независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
ПОРЯДОК ДОСТУПА К СУДЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СМИ
 

Одной из важнейших демократических гарантий является свободный доступ граждан к правосудию. Этот принцип закреплен как в общепризнанных нормах международного права, так и в Конституции Российской Федерации, национальном отраслевом законодательстве, что имеет прямое отношение и к порядку работы представителей СМИ во время судебных разбирательств.

В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 14) отмечено, что «каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

В Концепции информационной политики судебной системы (раздел Б «Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений судов и средств массовой информации») говорится:

«Реализация принципа открытости судебного разбирательства обеспечивает свободный доступ всех заинтересованных лиц, и, прежде всего представителей СМИ, к необходимой информации, что, в свою очередь, ставит ход судопроизводства под контроль общественности, способствует формированию правовой культуры граждан и усиливает воспитательное воздействие судебной власти на общество. Вместе с тем информация в судебных сферах нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, но и причинить невосполнимый материальный, моральный или физический ущерб участникам судебного процесса.

Осознавая этот факт, законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации (в том числе в сфере осуществления правосудия), одновременно ограничил это право в известных случаях (ст. 18 УПК РСФСР, ч. 1 ст. 9 ГПК РСФСР, ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. ст. 137,183 УК РФ).

Исходя из понимания того, что порядок доступа журналистов и других заинтересованных лиц к информации, содержащейся в решениях судов, в полном объеме нормативно не отрегулирован, представляется необходимым разработка и принятие Советом судей Российской Федерации Рекомендаций по работе с судебной информацией. Этот документ должен (до принятия соответствующих нормативных правовых актов) определить порядок ее получения различными категориями пользователей (СМИ, юридическая общественность, представители науки, общественные объединения и т.д.). Кроме того, целесообразно уточнить порядок предоставления судебной информации судами производителям правовых информационно-поисковых систем, а также степень доступности для СМИ и общественности судебных решений, публикуемых на официальных сайтах судов в Глобальной компьютерной сети Интернет. Причем как с точки зрения технического доступа, так и с учетом правовых ограничений при распространении решений по некоторым видам судебных разбирательств».

В процитированном документе дана ссылка на УПК РСФСР и ГПК РСФСР. В настоящее время, как известно, действуют УПК РФ и ГПК РФ, которые также предусматривают ограничения в вопросе гласности судебного разбирательства (см. ниже раздел «Закрытость судебных заседаний»).

Вполне естественно, что журналисты могут стремиться получить какую-либо информацию или комментарии непосредственно от судей, минуя пресс-службу. В этой связи необходимо разъяснить представителям СМИ следующее:

- закон не содержит каких-либо прямых запретов на общение судьи с журналистами, в том числе и по делам, находящимся в его производстве;

- однако судья вправе отказать в таком общении на основании пункта 2 статьи 10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому «судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом».

 (Обеспечние доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации регламентировано законом №262-ФЗ от 22.12.2008г. примечание редакции сайта) 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТОВ В ХОДЕ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (статья 38 «Право на получение информации»), «государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».В соответствии со статьей 39, редакция СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Как указано в статье 40 закона: «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

· 1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

· 2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

· 3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

· 1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

· 2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

· 3) должностное лицо, установившее отсрочку;

· 4) дата принятия решения об отсрочке.

Кроме того, в Концепции информационной политики судебной системы, в частности, говорится:

«В соответствии с п. 6 ст. 2 Кодекса чести судьи Российской Федерации судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд».

В связи с этим и с учетом ранее принятых решений судебными органами и органами судейского сообщества представляется необходимым:

· - регулярно оповещать пресс-службами журналистов о времени проведения судебных заседаний по делам, представляющим повышенный общественный интерес;

· - предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале судебного заседания, вести записи по ходу судебного процесса. При этом фото-, кино- и видеосъемки в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе установить их продолжительность и порядок;

· - выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководителей средств массовой информации, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, принимающих участие в деле, и при наличии ходатайства редакции журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренными в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат.

 

ЗАКРЫТОСТЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

Согласно статье 241 «Гласность» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:

1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

· 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

· 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

· 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

· 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

2.1. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

3. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.

4. Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

В статье 182 ГПК РФ говорится: «В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений переписка и телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения происходили. Без согласия этих лиц их переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании».

Ограничения наложены также на оглашение судом в открытом заседании аудио- и видеоматериалов личного характера (ст. 185 ГПК РФ).

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ С СУДЕБНЫМ РЕШЕНИЕМ, ПРИГОВОРОМ

Процессуальное законодательство регламентирует получение судебных решений только участниками соответствующего процесса. О представителях СМИ в нем ничего не сказано. Важно отметить, что в течение срока, установленного для обжалования судебного решения, уголовное дело не может быть истребовано из суда. Вместе с тем закон не содержит формальных запретов на общение судьи с представителями прессы после вынесения и провозглашения приговора по делу.

Данный вопрос, очевидно, требует согласования с судьями в каждом конкретном случае.

Работникам пресс-служб следует проконсультироваться с судьями на предмет выработки согласованных принципов ознакомления журналистов с решением (приговором) суда в период, когда оно еще не вступило в законную силу.

Статья 390 «Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению» УПК РФ.

1. Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

2. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

3. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.

В гражданском судопроизводстве порядок объявления решения и его вступления в силу несколько иной: согласно статье 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

В соответствии со статьей 209 ГПК РФ, решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

 

(Из сборника «Методические рекомендации по организации работы пресс-служб, созданию информационных поводов, проведению пресс-конференций и иных информационных мероприятий органов судебной власти», Москва, РИА «Новости», 2004)

опубликовано 21.09.2011 09:31 (МСК)

 

  


             Пресс-служба
         судебной системы
      Сахалинской области

ПОИСК